ISO 14001

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Возникновение стандартов на системы экологического менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды. Истоки этого интереса можно проследить в 1972 году, когда Организация Объединенных Наций организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме, на которой была запущена Программа ООН по окружающей среде[2]. Эти инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию и принятию Монреальского протокола и Базельской конвенции

После внедрения стандартов ISO серии 9000, описывающих модель системы менеджмента качества, стало очевидно, что цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act) может быть применим и к системам экологического менеджмента. Начиная с 70х годов XX века, в мире наблюдается всё большее внимание к значению воздействия общества на окружающую среду. В 1992 году Британский институт стандартов предложил национальный стандарт экологического менеджмента BS 7750 в качестве основы для разработки международного стандарта. Первая версия международного стандарта ISO 14001 была опубликована в 1996 году. В 2004 году выпущена новая версия стандарта ISO 14001.

Стандарт ISO 14001 не предлагает конкретных технологических подходов и методов для управления воздействием на окружающую среду, не предлагает конкретных экологических показателей, он дает общие требования к системе экологического менеджмента. Цель ISO 14001 заключается в обеспечении основы для комплексного стратегического подхода к политике по охране окружающей среды организации, планов и действия организации. Система экологического менеджмента может быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 14001. Хотя подобная сертификация является добровольной, такая оценка системы экологического менеджмента независимой, третьей стороной может быть потребована потребителями. 

Основные требования стандарта ISO 14001:2004 можно сгруппировать следующим образом: 
• экологическая политика (включая обязательство предотвращения негативного воздействия организации на окружающую среду); 
• экологические аспекты, планирование; 
• анализ со стороны руководства; 
• оценка законодательных и других требований; 
• внедрение и функционирование; 
• компетентность и подготовка персонала и подрядчиков; 
• подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них; 
• анализ результатов деятельности; 
• улучшение. 

Требования ISO 14001 могут быть внедрены в дополнение к требованиям ISO 9001, OHSAS 18001 и требованиям других стандартов.  В настоящее время существует тенденция к интеграции систем менеджмента. Русский Регистр предлагает пройти сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие сразу нескольким стандартам - это позволит оптимизировать расходы на сертификацию и получить более комплексную оценку системы управления.

Стандарт ISO 14001 применим практически к любой организации, в том числе к организациям государственного сектора экономики. В последнее время требования стандарта всё чаще внедряются не только в промышленных, транспортных, строительных организациях, но и в организациях сферы услуг - в том числе в организациях, деятельность которых основана исключительно на офисной работе. 

 

ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ (СЕРТИФИКАЦИИ)

  •  более комплексный подход к управлению экологическими рисками, в том числе репутационными и финансовыми рисками в случае несоответствия требованиям;
  • финансовые льготы при расчёте экологического налога на предприятие;
  •  уменьшение бюрократической волокиты, заметная экономия ресурсов, которая производится благодаря наиболее эффективной стратегии управления; 
  • минимизация негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду; 
  • более результативные и эффективные аудиты, как внутренние, так и внешние. 

 

ПОЧЕМУ БЕЛПРОЕКТКОНСАЛТИНГ?

  • В экспертный состав нашей компании по разработке и внедрению систем экологического менеджмента в соотвтетствии с требованиями ISO 14001:2004  (ISO 14001:2015) входят только профессионалы, которыми успешно разработаны, внедрены и сертифицированы системы  по указанным стандартам на десятках предприятий. Многие из наших экспертов-консультантов являются  аудиторами национальных и международных органов по сертификации;
  • Мы работаем только с признанными и самыми авторитетными национальными и международными органами по сертификации, что гарантирует исключение возможности попасть к мошенникам , "заплатить деньги и в итоге получить не то, что нужно";
  • Исходя из главных принципов нашей компании все разрабатываемые системы экологического менеджмента  разрабатыватываются индивидуально, искючительно под конкретные технологические производственные системы, с необходимой долей рутинной погруженности в процесс разработки и строго в соответствии с требованиями ISO 14001:2015 . Это гарантирует предприятиям получение с нашей помощью действующей, а не "бумажной" СЭМ, которая гарантированно пройдет положительную оценку соответствия в любом международном и национальном органе по сертификации;
  • Более чем тридцати компаниям мы помогли разработать и внедрить СЭМ по ISO 14001:2004 (ISO 14001:2015), опираясь на принципы нешаблонного подхода с учетом трудностей всей технической рутины создания подобных систем менеджмента. Это помогло нам создать солидную информационно-методическую базу по самым разным производственным направлениям с учетом специфики отраслевых опасностей и рисков , что позволило значительно снизить стоимость работ, а постоянным клиентам предоставлять существенные (до 40-50 %) скидки !!!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ ВЕРСИЮ ISO 14001:2015

В сентябре 2015 г. Международная организация по стандартизации (ISO) приняла пятую редакцию стандарта ISO 9001 и третью редакцию стандарта ISO 14001. Пересмотренные документы имеют ряд существенных отличий от предыдущих и потребуют от организаций, чьи системы менеджмента уже сертифицированы или такая сертификация еще только планируется, анализа того, насколько действующая система удовлетворяет новым требованиям и что необходимо сделать, чтобы такое соответствие было достигнуто. 

Для того, чтобы процесс перехода для всех участников процесса был наиболее эффективным, предусмотрен трехгодичный переходный период, в течение которого должен состояться последовательный и осознанный переход на новые версии стандартов. Организации вправе определить скорость и этапы данного перехода. Это может зависеть от того, на каком этапе сертификационного цикла они находятся в данный момент, от степени соответствия существующей системы новым требованиям, а также от результативности системы, от наличия ресурсов для осуществления данного перехода, если изменения, которые необходимо будет внедрить в действующую систему, будут весьма значительными.

Поэтому перед внедрением изменений настоятельно рекомендуется провести анализ/gap оценку для того, чтобы адекватно определить все необходимые для перехода ресурсы, в том числе временные. С учетом требований международного аккредитационного форума IAF, если в течение этого трехлетнего периода

Органом по сертификации будет выдан сертификат на соответствие требования стандарта ISO 9001:2008 и/или ISO 14001:2004, то срок окончания действия такого сертификата будет ограничен датой окончания переходного периода (15.09.2018). Например, если организация 14.01.2016 г. получит сертификат на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и/или ISO 14001, то срок окончания этого сертификата будет 15.09.2018.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЕ ВЕРСИИ СТАНДАРТОВ ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 

Подтверждение соответствия СМ организации требованиям ISO 9001:2015 и/или ISO 14001:2015 возможно:

  •  в ходе плановой инспекционной проверки. В этом случае при положительных результатах оценки соответствия СМ требованиям новой версии соответствующего стандарта, сертификат соответствия будет переоформлен, срок действия сертификата также будет изменен исходя из стандартного трехлетнего периода действия сертификатов соответствия. Например, если организация имеет сертификат на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и/или ISO 14001 выданный 14.01.2016 г., со сроком окончания этого сертификата 15.09.2018, то после переоформления срок действия сертификат будет 14.01.2019;
  •  в ходе плановой ресертификационной проверки. В этом случае организация получает сертификат, подтверждающий соответствие СМ требованиям новой версии, со сроком действия 3 года;
  •  в ходе дополнительной проверки. В этом случае при положительных результатах оценки соответствия СМ требованиям новой версии соответствующего стандарта, сертификат соответствия будет переоформлен, срок действия сертификата также будет изменен исходя из стандартного трехлетнего периода действия сертификатов соответствия. Например, если организация имеет сертификат на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и/или ISO 14001 выданный 14.01.2016 г., со сроком окончания этого сертификата 15.09.2018, то после переоформления срок действия сертификат будет 14.01.2019. При проведении оценки соответствия СМ новым требованиям в ходе планового инспекционного или ресертификационного аудита возможно потребуется увеличение времени проверки по сравнению со стандартным.  В ходе данного аудита организация должна продемонстрировать, что все области расхождений действующей СМ с требованиями новой версии, а также необходимые мероприятия для устранения этих расхождений четко идентифицированы и реализованы и действующая СМ результативна. Это является необходимым условием для рекомендации выдать сертификат соответствия СМ требованиям ISO 9001:2015 и/или ISO 14001:2015. Если в ходе аудита не будет получено достаточных свидетельств, которые позволят рекомендовать выдачу сертификата соответствия СМК требованиям ISO 9001:2015 и/или ISO 14001:2015, период реализации корректирующих действий не может превышать продолжительность переходного периода. 
Информация взята с официального сайта Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" 

 

Задать свой вопрос