ISO 22000 в розничной торговле

Менеджмент
Стандарт ориентирован на крупные розничные торговые сети, где встречаются всевозможные трудности управления безопасностью продуктов питания. Согласно ISO 22000 общее управление безопасностью возлагается на департамент качества, который координирует работу отделов и подразделений на местах: закупок продовольствия, кадров, технического обслуживания, финансового и маркетинга (по горизонтали) и отдела продаж, региональных офисов, универмагов (по вертикали).
Роли подразделений
Перед внедрением системы безопасности нужно разобраться с влиянием на нее работы каждой структурной единицы. Например, закупочный отдел отслеживает взаимоотношения с поставщиками, вводит номенклатуру новой продукции. В обоих случаях - пересекается с департаментом качества, который внедряет процедуры отбора, оценки, наблюдения поставщиков.
Отдел технического обеспечения отвечает за выбор и обслуживание оборудования, размещенного непосредственно в торговых залах (например, холодильников). Менеджер отдела ТО отвечает за соответствие оборудования санитарным нормам, в чем сталкивается с работой отдела качества. Если таких пересечений не происходит, или они игнорируются, тогда получаем продукцию от непроверенных поставщиков, выставленную в условиях, благоприятствующих ее порче.
Нужно ли это руководству?
Менеджер по качеству (глава соответствующего департамента) обязан убедить руководство компании в необходимости внедрения эффективной системы качества. Нужно согласовать ее внедрение с общей стратегией компании, либо включить ее в проект изменения этой самой стратегии. Сделать это сложно, т.к. стандарт ISO 22000 защищает интересы потребителей, а не эффективность бизнес-процессов.
Наиболее совместим ISO 22000 со стратегией, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса и усиление конкурентных преимуществ. Но в любом случае, внедрение системы управления безопасностью продукции невозможно без личной заинтересованности руководства и умения донести информацию о предстоящей модернизации до всех уровней менеджмента.
Коммуникации
Между подразделениями фирмы в горизонтальном и вертикальном направлениях идут информационные потоки. В горизонтальной плоскости нормальные коммуникации позволяют избегать порчи продукции, а в вертикальной – добиться ее безопасности, не снижая эффективности и результативности бизнес-процессов и не приводя к убыткам.
Знание – сила!
Внутри розничной компании все работы по обеспечению безопасности продукции должны быть скоординированы, как по вертикали, так и по горизонтали, что в бизнес-среде получило название "горизонтально-вертикальной интеграции". Департамент качества располагает специфическими ресурсами (знания, опыт, технологии), но эффективная работа всего предприятия требует дополнительных, вспомогательных навыков (управленческих, технических, лидерских – хотя бы, чтобы убедить руководство внедрять систему).
Очень важны глубокие познания в сфере управления персоналом, финансами, технической эксплуатации. В совокупности все эти знания формируют так называемый управленческий подход, что и подчеркивается в стандарте ISO 22000.