ISO 9000: для кого, зачем и как?

Стандарты ISO серии 9000 разработаны на основе типовых требований потребителей к поставщикам и избавляют потребителя от разъездов по предприятиям с инспекцией их производства. А поставщиков, соответственно, от необходимости каждый раз встречать такие делегации. Сертификаты соответсвия ISO серии 9000 выдаются независимыми, компетентными организациями, предоставляющими услуги по сертификации различных систем менеджмента (на постсоветском пространстве самой авторитетной такой организацией является «Русский Регистр»).
Популяризация систем менеджмента на соответствие стандартам ISO и их повсеместное внедрение породили парадоксальное явление: с одной стороны всё больше компаний стремятся пройти сертификацию, но при этом многие недобросовестные руководители получают сертификат ради сертификата, ошибочно полагая, будто бы он решит все их проблемы. На самом деле наличие сертификата ISO 9000 лишь сокращает время на заключение сделки и упрощает выбор поставщика среди тысяч предложений. К тому же существует несколько разновидностей сертификации по системе ISO серии 9000: 9001, 9002, 9003, 9004, а также созданные на основе базовых требований отраслевые системы сертификации (например, QS 9000).
К сожалению, руководители многих предприятий слабо представляют реальные преимущества от внедрения детально проработанной, отлаженно функционирующей системы менеджмента качества на соответствие ISO 9001. В лучшем случае такие руководители действуют шаблонно, не вникают в смысл внедряемой системы. В худшем – сертификат просто покупается. В то же время, благодаря действующей системе менеджмента качества, можно не только подтвердить качество продукции либо услуг, но и улучшить весь производственный процесс: система способна изменить технологию производства, систему контроля качества продукции, указать направления модернизации предприятия и т.д.
Частая проблема производителей: они считают, что для получения сертификата достаточно просто подготовить документацию, подробно описывающую деятельность компании. Но нужно еще и следовать ей в своей работе! Впрочем, даже для правильного составления указанной документации необходимы специальные познания, навыки, умения, практический опыт. Не говоря уже о том, чтобы заниматься реинжинирингом, внедрением новых технологий и принципов работы. Как показывает практика, справиться с подобным предприятию порой по силам только при поддержке квалифицированных консультантов.
Работа консультанта сводится к помощи в создании и внедрении системы качества, ее разработке, а также в подготовке и сопровождении системы менеджмента во время сертификации. Профессиональный специалист консалтинговой компании сделает все возможное для повышения эффективности бизнеса заказчика, поэтому его деятельность включает оказание услуг компании после получения последней сертификата соответствия.
Попытки самостоятельной подготовки к сертификации часто сводятся к неудачам: были неправильно интерпретированы требования, была составлена документация по системе качества, но не нашлось того, кто бы взялся за ее внедрение, все было проведено как надо, но на выходе никакого улучшения качества не произошло.
Еще несколько ошибок: излишнее внимание к системе документооборота и попытки описать и стандартизовать все без исключения; решение всех вопросов в спешке. Существует масса других проблемных ситуаций, знать о которых и предвидеть их может только опытный консультант.