Преимущества внедрения стандарта ИСО 9000

Почему компании принимают решение о внедрении обеспечения качества в соответствии со стандартом ИСО 9001 и о необходимости аккредитованной сертификации?
Стандарты ИСО 9000 не устанавливают жестких правил, они только определяют, что подлежит управлению, предусматривая ряд требований, подлежащих выполнению. В стандартах не упоминается о том, как должно обеспечиваться управление отдельными процессами, что предусматривает достаточную гибкость в данном вопросе. Компании, осознающие цель внедрения системы качества, имеют, таким образом, возможность создания гибкой системы, устраивающей их самих и их клиентов. Вскоре для них становятся очевидными преимущества, которые может привнести эффективная система качества.
Обеспечение качества и стандарты ИСО 9000, в частности, со всей очевидностью нацелены в первую очередь на предупреждение несоответствий, а не на их обнаружение. Но даже в этом случае стандарты содержат разделы, касающиеся проверок и корректирующих действий, что очень важно, поскольку человеческий фактор будет существовать всегда.
Сейчас возникло понимание того, что проверка не повышает качества, упор всегда следует делать на обеспечении и предупреждении.
Предупреждение экономит деньги, снижает объем работ и способствует большему удовлетворению от работы, позволяя людям качественно выполнять работу и получать за нее деньги. При исследовании работы менеджеров, как в сфере производства, так и в сфере услуг показало, что 60% своего времени они тратят на устранение последствий несоответствий. Какой бы экономии мы достигли, если бы могли изначально предупредить эти несоответствия! С другой стороны, Геничи Тагучи (Genichi Taguchi), ведущий японский специалист в области качества и надежности, показал, что одна денежная единица, затраченная на предупреждение, экономит 10,000 денежных единиц в производстве.
Стандарты требуют создания эффективной системы качества, ее документирования и управления ее работой. Это позволяет каждому знать все о своей работе и о том, как ее выполнять. В результате, недостатки и затраты можно определить заранее и устранить. Одновременно, возрастает возможность передачи фирменных технологий внутри компании, что облегчает введение в курс дела новых сотрудников.
Эффективная система качества имеет много преимуществ, но они доступны лишь в том случае, если организация их признает. Это означает, что организация принимает обязательства по системе менеджмента качества, соответствующей целям компании и ее деятельности. Таким образом, преимущества ощутимы в полной мере только, система качества хорошо продумана, а также проведена работа по приведению ее в соответствие с нуждами, целями и задачами компании и конкретными требованиями ее деятельности.
Как правило, эффективная система качества предоставляет следующие преимущества:
  • Возрастание удовлетворенности и доверия потребителей в связи с полным соответствием их требованиям и запросам.
  • Снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество и рост эффективности в результате превалирования предупреждения над исправлением.
  • Рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных расходов.
  • Совершенствование передачи производственного опыта внутри компании.
  • Положительные сдвиги в мотивации и настроении сотрудников в связи с возрастанием эффективности их труда. "Встроенная" система распознавания и удовлетворения потребностей в обучении повышает доверие сотрудников к компании и снижает миграцию рабочей силы.
Следует еще раз подчеркнуть, что эти преимущества доступны в полной мере только в случае внедрения действительно эффективной системы менеджмента качества. Неэффективная система может оказаться лишь дорогостоящим занятием и бесполезной тратой времени, и не предоставит никаких преимуществ, кроме, разве что, одобрения со стороны потребителей. Часто такое происходит, когда компания идет на создание системы из "ложных" побуждений, например, желания скорейшим образом получить сертификат из-за давления со стороны потребителей или ситуации на рынке. В таком случае реальная выгода системы качества осознается не в полной мере и, что даже хуже, система в целом создается без учета специфических требований данного вида деятельности, который нацелены на устранение затрат, связанных с неправильным первоначальным изготовлением продукции. Такие затраты называются затратами на несоответствия. Устранить затраты на несоответствия (CONC) возможно лишь в случае их выявления и оценки. Иначе говоря, экономию, достигнутую путем внедрения обеспечения качества, можно измерить, только если в распоряжении имеется базовая информация, с которой можно начинать оценку деятельности.
Большинство организаций не учитывает затраты на качество, поскольку они не включены в общую бухгалтерскую отчетность, предоставляющую информацию о прибыли и убытках. Однако, затраты на качество могут оказывать существенное влияние на прибыльность деятельности. Если не проводятся проверки затрат на качество, организации становится крайне сложно эффективно определить происхождение таких затрат, а также управлять ими или добиться их снижения.
По данным сайта www.quality.eup.ru