Новая управленческая культура

Автор статьи Андрей Иванов - Менеджер образовательных программ ИБМТ БГУ, бизнес-тренер и бизнес-консультант, менеджер проектов Консалтинговой компании "БелПроекКонсалтинг".
Большинство различных экспериментов разных времен, целью которых было изучение факторов влияющих на успех компаний, привели к единому выводу: ключевым фактором успешности выступает уровень развития внутренней корпоративной социальной среды.
Исследования также подтвердили, что лишь при наличии в компании открытого пространства отношений, основанного на уважении личности, чуткости, внимании, доверии и нравственности, возможно рассчитывать на реализацию личностного и профессионального потенциала каждого сотрудника.
Ключевыми звеньями в формировании такого социального пространства компании являются её руководитель, а также формальные и неформальные лидеры.
Однако подобное решение в виде идеалистической (совестливой, божественной) корпоративной среды невозможно, если опираться в его построении только лишь на руководителя и лидеров компании.
Возможным оно становиться лишь в том случае, если компания обладает действенным механизмом выявления и создания вутрикорпоративной элиты, являющейся культиватором и носителем особого пространства поступков и отношений. Критериями, характеризующими принадлежность к такой элите, является не степень родства с директором или учредителями, не должность и не принадлежность к какому-либо клану, по принципу «свой — чужой».
Главными критериями элитарности здесь выступают нравственность и ответственность, совестливость и развитая воля, чувство долга и личностное достоинство. И при этом такая элита должна быть искренне способна больше отдавать, чем брать во всем, что касается своего личностного ресурса и профессионального знания. Наличие такой элиты позволяет использовать ключевой принцип развития всех социальных систем — принцип подражания.
Механизм подражания всегда использовался как действенный инструмент управления в любой социальной среде, это хорошо известно из истории. Во времена И. В. Сталина элита носила военную форму, и именно она указывала на принадлежность к элите. А в то время, когда западные короли и рыцари собирались в Крестовые походы, они формировали понятие искупительного подвига. Лучшие юноши мечтали посвятить жизнь высокому подвигу, а лучшие девушки мечтали иметь такого жениха. Так формировалась элита.
Именно так, с позиции понимания высшего смысла или с позиции служения значимым целям она должна формироваться и сейчас. Это должны быть те люди, которые обладают развитой способностью своим словом и делом обеспечивать поддержание нравственной среды в том социуме (компании), в котором они находятся (работают). Такая элита будет задавать тон своим личным примером, всем сотрудникам.
К сожалению, процессы, происходящие в современном мире, поражающие своей циничностью и бесчеловечностью, привели к тому, что понятие нравственного человека выведено в область инновации. Мужество, честь и достоинство, проявляемое человеком ценится все в меньшей степени. Люди стали стесняться произносить вслух такие слова, как чуткость, нравственность, забота и любовь. Все это, безусловно, деструктивно влияет на внутренний мир современных компаний, многие из которых просто поражены безрадостностью, алчностью, скукой, стукачеством и лизоблюдством.
При этом опыт показывает, что основные резервы нравственных сил души человека во всех современных социально — экономических системах практически не используются. А ведь именно в этих душевных качествах и заключен главный потенциал любого человека, как профессиональный, так и личностный. Создание и поддержание условий для раскрытия именно этого потенциала позволяет говорить о наличии в социальной среде компании условий, способствующих высшей самореализации каждого сотрудника.
Построение подобной идеалистической корпоративной среды, требует особой системы корпоративных ценностей. В основу системы ценностей в идеалистической среде должна быть положена мировоззренческая идея, такая, которая может быть понятна, близка и принята критической массой коллектива. В нее должны попросту верить, а это требует времени и терпения. Мировоззренческая идея цепляет ум и сердце человека, укореняется там, продолжает развиваться и постепенно меняет сознание человека, затем меняется понимание жизни и отношение к тому делу, которое он делает.
Происходит смена ценностей, преображается воля и меняются поступки. Идеалистическая корпоративная среда — это внутреннее информационное поле компании, в котором находятся её сотрудники. Это информационное поле наполнено ценностями, традициями, установками и личными примерами лидеров и представителей корпоративной элиты. В таком информационном поле порицается поклонение деньгам, несправедливая внутренняя конкуренция и эксплуатация, распространение пустых слухов и домыслов, а также любые проявления цинизма, хамства, лени, безразличия и безответственности.
Конечно, такое невозможно, если компания управляется одним патриархом, который стремиться контролировать все и всех. Ведь личность руководителя — суть компании, а она может быть и конструктивной, и деструктивной.
Не зря в недалекой славянской древности все решения принимались сообща сходом или вечем. Сегодня, кстати, эти же принципы используются в японской управленческой культуре. Таким образом, именно идеалистическое пространство, культивируемое и поддерживаемое лидерами и внутрикорпоративной элитой, и будет являться основой, на которой постепенно сформируется своя уникальная корпоративная мировоззренческая идея, иначе говоря, свой внутренний «здоровый» корпоративный уклад.
Подобный подход является первоисточником долгосрочного конструктивного развития компании, в которой постепенно собственная уникальная корпоративная мировоззренческая идея начинает поддерживаться всеми сотрудниками, или как говорят, «всем миром». В условиях современного динамичного рынка и тотальной непредсказуемости мотивов и поведения потребителей, идеалистическая корпоративная среда, в том числе, способна обеспечить современным компаниям их стратегическое лидерство, основанное на устойчивости бизнеса, устойчивости в смысле его предсказуемости.
В то же время, современный менеджмент будет по-настоящему эффективным лишь в случае, если доминирующим мотивом для принятия им решений станет не простая рациональная логика «выгодно — невыгодно», а совестливый подход, опирающийся на внутреннюю веру человека «достойно или не достойно», «добро или зло».
Проявление веры в менеджменте это также искреннее понимание и сопереживание всем происходящим организационным процессам, с целью нахождения и реализации наилучших социально ответственных, справедливых и верных решений. Поддерживать веру должна незримая конструкция, образуемая из корпоративной элиты и просто честных людей, живущих и работающих на основе нравственных принципов. Такие сотрудники сегодня есть в каждой компании, но, к сожалению, убогость современных корпоративных культур не позволяет им проявить свой потенциал в полной мере. Более того, именно такие сотрудники сегодня являются объектом насмешек и критики, со стороны руководства и своих коллег.
Изворотливость и хитрость в деловых отношениях, пренебрежительность и хамство вместо открытого подвижничества и взаимовыручки, являющиеся признаками современного профессионализма в компаниях, на самом деле, являются ни чем иным, как показателем глубокой личностной деградации современных специалистов и каменным веком современной управленческой культуры.
Современный кризис, показал всему бизнес-сообществу нашей страны бесперспективность культа материальных ценностей и патриархального менеджмента. Стало очевидным, что в кризисные моменты, когда размер материального блага, получаемого из рук корпоративного патриарха, вдруг резко уменьшается, то с такого тонущего корабля начинают бежать не только крысы. Каждую компанию, в подобной экстремальной ситуации, первыми всегда покидают латентные негодяи.
В такие моменты истины, многие руководители переживают этап личностного прозрения. Сколько слов разочарования порой приходится слышать в таких ситуациях: «как же так, ведь я считал его лучшим…», «не может быть, ведь именно ему я всегда стремился помочь в…», ну и так далее. Наверняка, такая ситуация многим современным руководителям хорошо знакома. В условиях кризиса всегда ломаются старые стереотипы, уходит прежняя личностная незрелость.
Глубокие жизненные стрессы разрушают наиболее глубинные деструктивные установки людей. Кризис, как и стресс — это старт, он, безусловно, полезен и для бизнеса, и для конкретного человека, но только в том случае, если из него делаются своевременные и правильные выводы. Наполеон Бонапарт говорил, что проигрывает тот солдат, который готовится к прошлой войне. Вот и сейчас, не достаточно осознать происходящее, нужно прежде всего изменить свое мышление, по сути стать другим человеком.
Главное наконец-то признать, что истина кроется в том, что не продается. В том, что должно являться глубоким личностным убеждением, а не предметом мотивации. Пришло время создавать Новую управленческую культуру, которая станет основой эффективного белорусского менеджмента в XXI веке.