Препятствия на пути к сертификации систем качества

  • регламентация процессов управления качеством выпускаемой продукции, как и всей системы управления в целом недостаточна или вовсе отсутствует (как вариант – проводится формально). Например, соответствующая регламентирующая документация охватывает не все стороны вопроса, неактуальная на текущий момент, составлена “для галочки”;
  • регламентация выполняемых работ не осуществляется, в документах изложено только что делать, но не указаны ресурсы или правильная последовательность действий, необходимый инструментарий, не назначены ответственные должностные лица за выполнение той или иной работы;
  • требования, предъявляемые к Руководству по управлению качеством, не были выполнены, отсутствуют перекрёстные ссылки с другими документами, регламентирующими качество (не указаны критерии соответствия);
  • другие документы по управлению качеством отсутствуют, неизвестны персоналу, не связаны друг с другом и с общим Руководством по качеству;
  • часть требований по ИСО 9000 была проигнорирована и не нашла отражение в системе управления качеством на предприятии.
Все вышеперечисленные проблемы случаются, когда персонал предприятия не понимает сути ИСО 9000, или никогда на практике не сталкивался с вопросами их внедрения в реальное производство. Иногда проблему можно разрешить пригласив специалистов извне, в том числе тех, кто профессионально занимается обучением персонала тонкостям ИСО 9000, и готов взяться не только за проведение семинаров, но и контроль их результатов: разработку персоналом предприятия необходимой документации и ее внедрение в повседневную практику.
Продолжаем перечислять проблемные ситуации:
  • Персонал, ответственный за управление качеством, незнаком с регламентами, или они составлены таким образом, что их понимание затруднено или невозможно вовсе (например, представлена избыточная информация, или на лицо ее недостаток, переизбыток в тексте канцеляритов или непродуманная последовательность изложения, много перекрестных ссылок или их полное отсутствие). Нередки ситуации, когда документы разрабатывались в отрыве от реальной ситуации на предприятии.
  • Большое число документов, дублирующих и повторяющих друг друга, либо просто громоздкая система документации с большим объемом избыточной информации.
  • Часть документации заполняется не полностью (реакция на громоздкость), документооборот не отслеживается.
  • Часть отчетной документации не имеет реальной ценности или является “тупиковой” (обрабатывается, но в дальнейшем нигде и никем не используется).
  • Работники и управленцы не понимают или не принимают действующую систему качества (объективно или субъективно в данном контексте не имеет никакого значения), отсутствует эффективная модель мотивации и поощрения, персонал не заинтересован в существовании и исправном функционировании подобной системы.
Наконец, внутри самой системы могут существовать некие ограничения, препятствующие внедрению системы оценки качества:
  • скептическое отношение персонала вообще и руководства в частности к эффективности системы и целесообразности ее внедрения;
  • сопротивление проводимым изменениям со стороны персонала;
  • отношение к процессу совершенствования системы управления качеством как к очередному предприятию, имеющему скорый конец, в то время как это – бесконечная процедура.