Сертификация продукции

Постоянная конкуренция приводит к тому, что требования заказчиков и потребителей относительно качества продукции или товаров ужесточаются. Именно по этой причине требования потенциальных клиентов прописываются в технических заданиях на предприятиях по серийному выпуску продукции. Однако, такой подход к производству не может гарантировать покупателям, что их требования будут удовлетворены по той причине, что организационно-технический механизм деятельность товаропроизводителя или разработчика может иметь внушительные недостатки и не соответствовать требованиям потенциальных потребителей.
Основываясь на этом, можно с уверенностью говорить, что именно от наличия высокоэффективного организационно-технического процесса зависит экономическая деятельность производителей, а также их рыночная конкурентоспособность. Кроме того, на производстве должна иметься и прогрессивная, и результативная системы оценки качества, которые, прежде всего, ориентированы на конечного потребителя.
Создание и применение подобных систем призвано способствовать постоянному и непрерывному процессу по улучшению качества. Однако, на данном этапе, сертификация систем качества может быть проведена как в рамках принудительной сертификации, так и по добровольному желанию самих производителей.
Сертификацию систем качества могут проводить только аккредитованные органы, по четким нормам, прописанным в Госстандарте. Так, например, в практике соседних государств, процесс сертификации включает в себя целый комплекс процедур, которые официально заверены в законодательстве.
Госстандартом каждый год публикуется перечень Систем сертификации для того, чтобы донести всю значительную информацию до потребителей услуг и товаров, заказчиков и других хозяйствующих субъектах. Указывается и перечень органов, которые будут проводить сертификацию. Также доносится информация о зарегистрированных системах качества.
По окончанию сертификации предприятию выдается сертификат. Знак соответствия системы качества состоит из Знака органа по сертификации и из единого Знака системы. На сертификате на систему качества размещается именно знак соответствия. Но, во избежание неверного трактования, его не разрешается проставлять на продукции.
Важно отметить, что регистром осуществляется не только сертификация систем качества, но и сертификация производств, а также контроль инспекции за объектами, которые уже сертифицированы.
Понятия, которые используются при сертификации качества и производства
Система качества – совокупность организационных структур, процессов, ресурсов и методик, без которых не обойтись при выполнении общего руководства качеством. Модели для обеспечения качества стандартны и представляют собой ни что иное как набор требований системы качества, которые объединены целью удовлетворить потребности потребителей и обеспечить качество продукции на высоком уровне.
Работы по сертификации систем качества проводятся на основе следующих принципов:
  • Информативность;
  • Добровольность;
  • Объективность;
  • Конфиденциальность;
  • Специализация органов, которыми выполняется сертификация;
  • Правдивость соответствия систем качества определенным нормативным требованиям.
Что касается принципа добровольности, то здесь речь идет о том, что сертификация систем качеств может осуществляться по инициативе заявителя. Более того, к сертификации в самом регистре могут быть допущены все организации, которые подали заявку и признают установленные требования, принципы и правила.
Объективность обеспечивается независимыми органами сертификации, а также комиссией экспертов в полном составе.
Отдельно стоит оговорить тот факт, что конфиденциальность обеспечивается на всех этапах проведения сертификации и к ней относится:
  • Сведения о самой технологии производства;
  • Сведения о недостатках самой организации;
  • Сведения, касательно экономических взаиморасчетов участников сертификации.
В случаях, когда речь заходит о том, что товар или услуга угрожает здоровью потребителей или экологии, принцип конфиденциальности информации не осуществляется.