Виталий Демчихин, директор консалтинговой компании "БелПроектКонсалтинг"
Те факторы, которыми обусловлены новые реалии финансово-экономической жизни страны, можно назвать хоть и достаточно жесткими, но вполне предсказуемыми. Ведь, жить до бесконечности за счет внешних займов нельзя: плата по счетам неминуема. В случае накопления непосильного долгового бремени его тяжесть может оказаться настолько непомерной, что фактически грозит привести страну к дефолту.
Открытость же белорусской экономики и отсутствие избыточного количества природных ресурсов делает создание высокотехнологичной, эффективной и экспортоориентированной производственной базы не просто условием обеспечения экономической (да и военно-политической) безопасности, но и вообще – выживаемости Беларуси в режиме обостряющейся международной конкуренции, борьбы за углеводороды, энергию и рынки сбыта.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что жизненная логика заставила руководство страны задуматься о накоплении золотовалютной "подушки безопасности" и дать серьезный толчок для форсированной переориентации белорусских производств на экспорт, к их более активному участию в борьбе за расширение рынков сбыта.
Этот фактор стал генеральной линией в "Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.", был обозначен в качестве доминанты в Послании Президента Парламенту и Белорусскому народу 21 апреля текущего года. И он же в значительной степени обусловил финансово-валютные трудности, которые переживают сейчас многие предприятия. Трудности, которые уже по факту увеличили приток валюты в страну, подстегнув менеджмент в переориентации на экспорт и усиления внешнеторговых схем, что нельзя не признать оборотной положительной стороной этой монеты.
Итак, необходимость искать способы увеличения внешних рынков сбыта – неизбежная объективная данность, которая у руководителей предприятий уже возникла сразу с нескольких направлений:
  • сложившейся финансово-экономической ситуации;
  • необходимости обеспечения финансового развития и процветания предприятия;
  • усилий государственной власти, которая продемонстрировала решимость ужесточать и усиливать процесс "переформатирования" экономики на экспорт.
Уже обрисовывается видение этого процесса по конкретным отраслям. Так, например, высшими чиновниками озвучено, что сворачиваемые производственные мощности, работающие на строительстве жилого фонда, будут переориентированы на внешний рынок строительных услуг. В тоже время сокращается дотирование агросектора, который, вследствие этого процесса, должен еще больше поднажать в реализации сельхозпродукции на экспорт.
В то же время Директива № 4, обеспечивающая либерализацию экономических процессов, уже стала катализатором упрощения деятельности предприятий. Что фактически закреплено, например, в отмене лицензий с 1 января 2011 на 16 видов деятельности.
Естественно, что перечисленные факторы заставят и уже заставляют руководителей, маркетологов, специалистов по продаже в новых условиях заново создавать схемы сбыта. И во многих случаях - с нуля доказывать состоятельность своей организации.
А что практически это значит? Это значит, что нужно будет проводить маркетинговые исследования, "вхолодную" обзванивать потенциальных заказчиков, "поднимать" личные контакты, тратиться на командировочные и представительские расходы, совершенствовать коммуникативные навыки персонала, проводить рекламные компании, Интернет-продвижение корпоративных сайтов во Всемирной паутине и т.д. и т.п.
Хорошо, если ты представитель "Беларуськалия", "Гомсельмаша" или Минского тракторного завода - это бренды уже довольно узнаваемые и признанные на внешних рынках. А если ты, например, представитель небольшой, малоизвестной строительной или производственной организации? Тогда будь готов к долгой, упорной и системной работе…
Но даже если передовой "штурмовой" отряд компании, состоящий из руководителей и "продвиженцев", все-таки добьется "прорыва" на вожделенную территорию, а переговорщики сумеют "дожать" работу до встречи с руководством потенциального заказчика, то это еще далеко не гарантирует успешного исхода дела.
Ведь, с одной стороны, для осуществления контракта необходимо выполнять все нормативно-правовые акты страны и региона, на территории которого приходит производитель товара или услуги, с другой - постараться убедить в способности организовать работу в соответствии с существующими требованиями. И в поставляемом продукте - удовлетворить ожидания заказчика на самом высоком качественном и системном уровне. Особенно это актуально на фоне отмены государственного лицензирования.
Ведь, посудите сами: допустим, неизвестная белорусская фирма выходит на международный рынок с предложением своего продукта (пусть даже по привлекательной цене). Но в этом случае - где у потенциального заказчика гарантия, что перед ним деловые, серьезные люди, а не неадекватные дельцы, переоценивающие свои возможности? Тем более, что все знают, что получить статус юридического лица для экономической деятельности на постсоветском пространстве сейчас довольно несложно.
И вот здесь очень кстати окажется проделанная работа тысяч белорусских предприятий, которые уже внедрили и сертифицировали систему менеджмента или работают над получением сертификатов соответствия систем требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 22000, HACCP, OHSAS 18001 и др.
Почему? Да потому что именно сертификат может и служить гарантом наличия необходимых организационных мощностей предприятия, залогом обеспечения качества поставляемого продукта. Особенно в тех случаях, когда лицензирования на осуществляемый вид деятельности нет. Это же добавляет конкурентных преимуществ организации при участии в абсолютном большинстве тендеров.
Такое положение вещей актуально даже с учетом наличия протекции и личных связей с заказчиком. Бизнес – есть бизнес: сегодня никто за низкое качество и расхлябанность платить не будет.
Стоит также отметить, что пресловутый Россельхознадзор де-факто лишь рекомендует пищевым импортерам внедрение системы, соответствующей стандарту HACCP, но на деле пробиться на российский рынок без такого сертификата довольно сложно – почти невозможно. А с другой стороны, в Беларуси фактически отсутствует практика "подпольной торговли" сертификатами соответствия, как это, например, зачастую происходит в России. В силу чего предприятиям волей-неволей приходится разрабатывать документы системы менеджмента, упорядочивать документооборот, исключать дублирование в бизнес-процессах – одним словом, организационно напрягаться и по факту выполнять требования стандартов.
Да – тяжело! Да – напряженно! И далеко не всегда все гладко! Однако Программы по внедрению и сертификации систем на государственном и ведомственном уровне реализуются на деле. Сегодня очень многие российские топ-менеджеры и специалисты признают качество организованности, производственной системности белорусских предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории России.
Поэтому, валютно-финансовая турбулентность, в зону которой попала наша экономика, в значительной степени простимулирует на более агрессивную работу топ-менеджмент белорусский государственных и частных компаний. Работу, от которой не на бумаге, а на деле нужен фактический результат. А сертифицированная система для любого предприятия окупится сторицей и станет хорошим инструментом в достижении новых амбициозных целей.