Система управления охраной труда

Применение системы управления охраной труда базируется на различных принципах, стандартах и показателях. Они необходимы для того, чтобы выработать единую методику к оценке степени риска возникновения несчастных случаев и производственного травматизма, а также для разработки комплекса мероприятий по их профилактике и контролю факторов риска в хозяйственной деятельности организации.
Главными составляющими системы управления охраной труда являются:
  • организационная структура;
  • планирование, разработка политики, целей и задач;
  • разграничение ответственности;
  • осуществление мероприятий по профилактике в области безопасности труда;
Методика системы управления охраной труда должна быть комплексной, адаптированной к конкретному предприятию, то есть - адекватной и учитывать специфику предприятия и его особенности. Это достигается за счет логического, последовательного подхода к разработке мероприятий по управлению охраной труда, оптимального способа их реализации, контроля реализации данного комплекса мер, оценки достигнутых результатов и выявления сфер, требующих доработки.
Принцип вышеописанной методики системы управления охраной труда базируется на четырёхэтапном цикле Деминга (планирование – действие – контроль – доработка). В данном случае “планирование” – разработка системы действий, оценка рисков, выделение ресурсов и специалистов, структурная проработка системы управления охраной труда. “Действие” – реализация политики организации в области охраны труда. “Контроль” – измерение показателей заданных целей в области охраны труда. “Доработка” – оценка работы системы управления охраной труда и её совершенствование.
Схема Деминга делает систему управления охраной труда универсальной. Система адаптируется под профиль организации, ее размеры, способна учитывать сложность производственного процесса и самые разнообразные факторы в её деятельности.