Создание системы управления (менеджмента) качества и ее внедрение

Перед непосредственным внедрением системы качества необходимо усовершенствовать все элементы управленческих и производственных подсистем, а также поднять культуру производства в целом. Целью внедрения системы качества является снижение издержек производства, но никак не получение соответствующего сертификата.
Внедрение системы качества производится в несколько этапов:
1.Предварительный этап. Разрабатывается система качества и создается служба управления качеством, появляется должность специалиста по управлению качеством. Принимается инструкция должностных обязанностей этих специалистов.
2.Разработка политики компании в области качества.
Следует понимать, что эта политика должна полностью соответствовать общей стратегии компании и обеспечивать развитие ее конкурентных преимуществ. Можно выделить следующие подэтапы:
• маркетинговые исследования размера спроса на продукцию или услуги компании
• анализ собственных возможностей компании по удовлетворению имеющегося спроса
• выделение приоритетных направлений деятельности предприятия
• анализ компаний-конкурентов, в том числе потенциальных
• оценка преимуществ и недостатков предприятия (сильных и слабых сторон)
• окончательное выделение конкурентных преимуществ
• синтез всех данных и разработка на его основе политика качества.
3.Подготовка документации по системе качества. Необходимо задокументировать все основные процедуры. Сама система документооборота представлена в виде пирамиды, вершину которого образует руководство по управлению качеством. Оно содержит основные постулаты в области управления качества, иерархию организации, наименование и функционал подразделений и отдельных должностных лиц. Методические документы общего характера, перечень мероприятий, процедур и операций по обеспечению качества, а также последовательность их выполнения. Этот уровень должен отвечать на вопросы: что? как? когда? Справочники и конкретные руководства к действию образуют самый нижний уровень пирамиды.
Руководство (верхний уровень) – обязательный документ. Именно со знакомства с ним начинается сертификация. При его отсутствии дальнейшая сертификация не проводится. Оптимальный объем – на уровне 50—100 страниц машинописного текста формата А4. В крупных и особо крупных предприятиях нередко формируется целая иерархия таких руководств: общее руководство, руководства для конкретных производств, подразделений и даже отдельных производственных этапов и процессов.
4.Организация контроля, учета, анализа. Создается для контроля того, насколько правильно и своевременно проводятся все необходимые процедуры. Должны быть разработаны документы по контролю деятельности руководителей и специалистов, должностных лиц. Осуществляется контроль работы всех сотрудников, корректировка их действий, формируются рабочие коллегии по решению сложных задач.
5.Контроль над процедурами внедрения документов и регламентов, соблюдением изложенных в них требований.
Стандарты ИСО предусматривают особые контрольные инспекции, так называемые внутренние аудиты, или проверки. Их целью является надзор за соответствием используемых материалов и выполняемых работ действующим нормативам и условиям договоров. По результатам проверок определяются дальнейшие действия по совершенствованию системы качества. В частности, выделяются основные и типовые дефекты, выясняются и устраняются их причины. Важно разработать систему показателей и измерителей качества, привязав ее к экономической эффективности и показателям трудового и социального эффекта. Например, коэффициент отдачи определяется как отношение полученной выгоды или экономии от внедрения системы качества к затратам по ее внедрению.
6.Развитие и совершенствование системы качества. В частности коррекция системы обратной связи, пересмотр внутрифирменных стандартов, разработка новых документов, изменение должностных обязательств сотрудников.