Внедрение системы менеджмента качества

На сегодняшний день выделяют несколько этапов процесса внедрения менеджмента качества (далее СМК):
1. Анализ ситуации, сложившейся на предприятии и обучение персонала.
2. Составление отчетов и дальнейшего плана действия, и влияние на работу сотрудников согласно взятому курсу.
3. Внутренний анализ результативности внедрения СМК.
Несмотря на то, что каждый этап включает в себя необходимость проведения большого количества работ, наиболее тяжелым считается именно второй. Но, важно отметить, что и ошибки допущены при анализе ситуации на предприятии могут привести к большим потерям в результате неправильно сделанных выводов.
Первый этап внедрения СМК
Первым делом следует подчеркнуть, что весь процесс внедрения СМК следует воспринимать как проект, который требует грамотной постановки задач, определения целей, ресурсов и сроков. Именно по этой причине, прежде чем приступать к проекту следует определиться с тем, готово ли руководство компании внедрять изменения и выделить на это ресурсы. Если да, то далее производятся следующие работы:
1. Подготавливается и издается указ о проведении внедрения СМК. Здесь выбирается ответственный за систему, который обладает необходимыми полномочиями, определяется состав рабочей группы (5-7 человек).
2. Обучение участников процесса внедрения СМК стандартам ИСО серии 9000.
3. Третьим шагом будет выявление несоответствия текущей ситуации на предприятии от требований стандарта ИСО 9001:2008. Данный анализ, как правило, проводится путем анкетирования и интервью.
Безусловно, можно и не проводить все вышеуказанные действия, при условии, что сотрудники в совершенстве знают весь процесс работы тех или иных подразделений. Что же касается отчетов о проделанной работе, то как правило, они составляются в виде документов, в которых по каждому стандарту расписана глубина их выполнения в том или ином отделе.
Отметим, что анализ текущей ситуации должен определить основные и вспомогательные процессы, процессы обеспечения и наиболее критичные из них. А также проверить наличие регламентирующих документов и их актуальность.
Второй этап внедрения СМК – разработка документации и изменение работы сотрудников
Как уже упоминалось ранее, данный этап является самым сложным и включает в себя следующие этапы:
1. Планирование построения СМК (область применения, процессы, расширение).
2. Реализация процессного подхода (основной принцип стандарта ИСО 9001:2008). Если быть точнее, то рабочая группа для начала должна формализовать процессы, включенные в область действия СМК в начальном виде, а уж затем внести в них изменения согласно требованиям стандартов.
На данном этапе важна административная поддержка для снижения уровня сопротивления сотрудников, возникшего в результате внедрения изменений. Кроме того, необходимо правильно определить порядок документирования и изменения процессов для получения быстрых результатов.
3. Документирование и внедрение СМК. Согласно стандарту ИСО 9001:2008 все процессы организации должны быть документированы и в основном все данные отображаются в виде карты процессов. В последней указываются последовательность операций и данные ответственных за них, кроме того отображаются входные и выходные данные. Следует отметить, что именно документирование в виде карт процессов существенно упрощает задачу и позволяет персоналу четко понять этапы и их роль на каждом из них.
Отметим, что внедрение карт процессов и СМК разумнее совмещать с их разработкой. Кроме того, каждый этап введения необходимо сопровождать тренингами по обучению персонала и вести тщательный контроль выполнения действий по каждой процедуре указанной в документации.
Третий этап - внутренний аудит СМК
На данном этапе основной задачей является проверка работы СМК перед тем, как провести сертификационный аудит. Что же касается дополнительных целей, то к ним можно отнести проведение тренингов для персонала перед сертификацией и обучение внутренних аудиторов на практике.
Среди основных шагов внутреннего аудита можно выделить следующие:
1. Подготовка и планирование внутреннего аудита. Здесь предполагается назначение руководством компании команды аудиторов из числа сотрудников и подготовка плана и программы проведения аудита в каждом подразделении. Следует уяснить, что внутренняя проверка является предшествующей сертификационному аудиту соответственно и план, и график должен включать в себя проверку во всех структурных подразделениях компании, которых коснулась СМК.
2. Проверка аудиторами сотрудников на предмет соответствия их работы картам процессов и процедурам внедрения СМК. Проверяется наличие необходимой документации на рабочих местах, выполнение работ, и их качество, которое требует система. При выявлении несоответствия те, кто проводит проверку, обязаны запротоколировать выявленные несоответствия.