Служба ОТ взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия, а также с представителями профсоюзов и с комиссией по охране труда, органами исполнительной власти, государственного и общественного контроля и надзора. Штат службы комплектуется сотрудниками – специалистами в области охраны труда.
Сотрудники службы охраны труда в своей работе обязаны руководствоваться требованиями нормативно-правовой документации, отраслевых и государственных стандартов, технических условий, соглашений и коллективных договоров. Непосредственный контроль за деятельностью сотрудников ведет руководитель службы ОТ.
Она подчиняется решениям органов исполнительной власти и решениями надзорных и контрольных органов, руководителя предприятия. Последний несет ответственность за действия всех сотрудников службы, а те, в свою очередь, отвечают за свою работу в пределах установленных должностными инструкциями полномочий.
Система управления (менеджмента) охраны труда имеет ряд основных функций:
- обеспечение выполнения своих обязательств по охране труда всеми сотрудниками службы ОТ;
- контроль над соблюдением всех законов, актов, распоряжений и т.д. в области охраны труда;
- профилактика травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний, снижение рисков их возникновения и развития;
- проведение консультаций по вопросам охраны труда (всех сотрудников компании, в первую очередь руководителей различных подразделений);
- пропаганда принципов охраны труда, а также исследование и внедрение в повседневную практику передового опыта ОТ.
Дополнительные функции:
- инструктаж сотрудников по технике безопасности при выполнении тех или иных работ;
- обеспечение работников необходимым инструментом и оборудованием для соблюдения безопасности.
Типовые требования по охране труда:
- половозрастные ограничения на допуск к той или иной работе (женщины и лица, не достигшие 18-летнего возраста);
- получение специального допуска на выполнение опасной работы прежде, чем к ней приступить.
Структура службы охраны труда.
Руководитель предприятия отвечает за разработку структуры службы охраны труда, включая решение вопросов о численности персонала. Во многом это зависит от характера производства, степени его опасности. В общем случае, можно выделить следующие принципы:
- служба ОТ создается на предприятиях со списочным числом работников свыше 100 человек (как вариант – назначается один специалист по ОТ);
- на предприятия с численностью персонала менее 100 человек, целесообразность создания отдельной службы по ОТ определяется руководителем в частном порядке (вариант – на соответствующую должность может быть назначено лицо, прошедшее специальную подготовку или переподготовку, но не имеющее профильного образования);
- если списочное число работников предприятия менее 100 человек, производство является относительно безопасным, то функции по охране труда могут быть выведены на аутсорсинг (переданы внешнему подрядчику);
- на должность специалиста по охране труда могут привлекаться сотрудники, имеющие профильное образование (инженер в области ОТ) или высшее техническое образование (в любом случае, они должны пройти дополнительную специализированную подготовку).