Менеджмент
Стандарт ориентирован на крупные розничные торговые сети, где встречаются всевозможные трудности управления безопасностью продуктов питания. Согласно ISO 22000 общее управление безопасностью возлагается на департамент качества, который координирует работу отделов и подразделений на местах: закупок продовольствия, кадров, технического обслуживания, финансового и маркетинга (по горизонтали) и отдела продаж, региональных офисов, универмагов (по вертикали).
Роли подразделений
Перед внедрением системы безопасности нужно разобраться с влиянием на нее работы каждой структурной единицы. Например, закупочный отдел отслеживает взаимоотношения с поставщиками, вводит номенклатуру новой продукции. В обоих случаях - пересекается с департаментом качества, который внедряет процедуры отбора, оценки, наблюдения поставщиков.
Отдел технического обеспечения отвечает за выбор и обслуживание оборудования, размещенного непосредственно в торговых залах (например, холодильников). Менеджер отдела ТО отвечает за соответствие оборудования санитарным нормам, в чем сталкивается с работой отдела качества. Если таких пересечений не происходит, или они игнорируются, тогда получаем продукцию от непроверенных поставщиков, выставленную в условиях, благоприятствующих ее порче.
Нужно ли это руководству?
Менеджер по качеству (глава соответствующего департамента) обязан убедить руководство компании в необходимости внедрения эффективной системы качества. Нужно согласовать ее внедрение с общей стратегией компании, либо включить ее в проект изменения этой самой стратегии. Сделать это сложно, т.к. стандарт ISO 22000 защищает интересы потребителей, а не эффективность бизнес-процессов.
Наиболее совместим ISO 22000 со стратегией, ориентированной на удовлетворение потребительского спроса и усиление конкурентных преимуществ. Но в любом случае, внедрение системы управления безопасностью продукции невозможно без личной заинтересованности руководства и умения донести информацию о предстоящей модернизации до всех уровней менеджмента.
Коммуникации
Между подразделениями фирмы в горизонтальном и вертикальном направлениях идут информационные потоки. В горизонтальной плоскости нормальные коммуникации позволяют избегать порчи продукции, а в вертикальной – добиться ее безопасности, не снижая эффективности и результативности бизнес-процессов и не приводя к убыткам.
Знание – сила!
Внутри розничной компании все работы по обеспечению безопасности продукции должны быть скоординированы, как по вертикали, так и по горизонтали, что в бизнес-среде получило название "горизонтально-вертикальной интеграции". Департамент качества располагает специфическими ресурсами (знания, опыт, технологии), но эффективная работа всего предприятия требует дополнительных, вспомогательных навыков (управленческих, технических, лидерских – хотя бы, чтобы убедить руководство внедрять систему).
Очень важны глубокие познания в сфере управления персоналом, финансами, технической эксплуатации. В совокупности все эти знания формируют так называемый управленческий подход, что и подчеркивается в стандарте ISO 22000.